Сибирский край села Ельцовки

 2 статья   Сибирский край села Ельцовки

                          Сибирский край земли Ельцовской.
   Время стирает из памяти следы проживания первопоселенцев нашего села, словно их и не было никогда. Ветер времени унес в небытие более чем столетнюю историю Ельцовки. А как интересно узнать, кто здесь жил до нас, как была устроена их жизнь. Поэтому в этом юбилейном для нашего села году я углубилась в историю 18 и 19 века. Исследования ведутся в двух направлениях: по Метрическим книгам и по Ревизским сказкам.
   Метрические книги – это книги, для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков, смертей) в России в период с 1722 по 1918 годы. По ним составляем родословные древа семей старожилов Ельцовки.
   Церковь в Ельцовке появилась в 1888 году, только через 118 лет после основания села, до этого крестьяне  деревни Ельцовская были приписаны к

Николаевской церкви Локтевского прихода. Все жители нашей деревни крестили детей, сочетались браком и отпевали умерших в церкви с. Локоть.

Метрические книги этой церкви позволили выявить события (рождения, смерти, браки) семей и выстроить их родословные. Работа очень кропотливая, без специалистов не обойтись, так как написаны они церковно славянским языком, каллиграфия и орфография 300-200 лет очень изменилась и без специальной подготовки их просто не прочесть.

   Мне на помощь пришла девушка-потомок первопоселенцев Кривоусовых, она работает в генеалогической компании. Кто эти первые жители, смотрим по Метрическим книгам: Кривоусов Кузьма ? Кривоусов Данила Кузьмич 1772, Кривоусов Андрей Кузьмич 1777, Зеленцов Герасим 1766, Зеленцов Ксенофонт Герасимович 1785,  Зеленцов Прокопий Герасимович 1807, Григорьев Ефим 1778, Григорьев Григорий Ефимович 1798, Григорьев Матвей ?, Григорьев Кирилла Матвеевич 1804, Шахов Сидор ?, Шахов Козьма Сидорович 1774, Шахов Степан Сидорович1783, Баранников Прокопий 1758, Баранников Степан Прокопьевич 1776, Баранников Павел Степанович 1804 и другие. Исследования ведутся далее.  Среди первых жителей не оказалось Заречневых, их нет и в Ревизской сказке 1834 года, они прибыли позже, в середине девятнадцатого века.

   Более информативны Ревизские сказки – поименные списки населения, в которых указывались ФИО владельца двора, его возраст, а также имя, отчество всех членов семьи с указанием возраста и отношения к главе семейства. Всего за период с 1718  по 1856 годы было проведено 10 ревизий. Составлялись они с целью подушного налогового обложения населения.
В краевом архиве Барнаула лучше всего сохранились материалы 8 ревизии населения 1834 года, в том числе и по нашему селу.
   И вот передо мной еще один документ – свидетель прошлого, ведущий меня в начало девятнадцатого века. Материалы 8 Ревизской сказки я получила по электронной почте через сельский совет, за что им благодарна.
   С волнением открыла первую страницу… . Первый пожелтевший от времени лист с выцветшими  записями, написанными витиеватым почерком. Почерк довольно понятный. До 1834 года уже произошла реформа русского языка, и старославянизмы ушли из письменной речи. Ломоносов с Пушкиным потрудились. Спасибо им!  Трудности лишь были в том, что бумага пожелтела, и чернила местами выцвели от долгого хранения. Увеличивая и всматриваясь, начала читать, а фамилии-то наши: Шаховы, Григорьевы, Зеленцовы, Дробинины, Кривоусовы, Кузнецовы, Абрамовы….    Эти люди, только подумать, жили  в Ельцовке двести лет назад! С 1770 по 1834 прошло 64 года, Ельцовка значительно разрослась и  уже насчитывала 43 двора. Проживало в ней 282 человека (132 муж. и 150 жен.) в среднем чуть больше 6 человек на 1 двор. В седьмой и восьмой ревизиях считали уже и лиц женского пола, а вот в шестой ревизской сказке считали  только лиц мужского пола, и было отмечено, что проживало тогда (1807г.) в нашем селе 36 лиц мужского пола. Так прирастало население.
   Переписчик шел от нынешнего моста по улице Комсомольской (она тогда еще не имела названия) и затем завернул кверху, на нынешнюю улицу им. М.В. Елесина. Об этом можно было догадаться по тому, где в то время жили Шаховы, Зеленцовы, Григорьевы, Кривоусовы и другие, по рассказам старожилов  их дома из сосны были крепкими и стояли долго, 100 и более лет.
   Братья Шаховы как раз у моста по правой (южной) стороне и жили. Они имели большие семьи.  

Козьма Федорович Шахов   42года (1816)  - 60 (1834)
    Сын Козьмы Яков  Шахов      18  -                36      

    Сыновья Якова:  Алексей        0  -                  13      
                                  Дмитрий      0  -                  12
    Жена Якова Дарья –                -                        39
   Дочь Якова Палагея – 2 года.
 Степан Сидорович Шахов        33  -            51год.

     Жена Степана Ирина –                                53

     Дочь Степана Федосья –                             14

     Дочь Степана Елена  -                                 13
   1. Сын Степана Петр Шахов     15  -            33   
       Сыновья Петра:    Евграф       0   -            9    

                                     Иван         0   -               1,4 

     Жена Петра Марья -                                    38
     Дочь Петра  Елена –                                    12

     Дочь Петра Палагея –                                  1

     Дочь Петра Харитинья –                             9
     Дочь Петра Федосья –                                 5                                                                       

   (Полностью перепись можно будет посмотреть  у меня на сайте «История улиц».)
   В исследуемой мной переписи охвачен период в восемнадцать лет, от предыдущей седьмой переписи 1816 года до восьмой 1834 года. За это время умерло 19 человек (средний возраст умерших – 48 лет,  из них детей умерло трое), примерно по одному человеку в год. Сюда не вошли дети, рожденные и умершие в этот период, и не занесенные в реестр данных. Здесь, как раз и нужны Метрические книги, по ним можно узнать, сколько детей умерло.  Хоронили умерших на кладбище, которое находилось на месте территории  бывшего совхоза «Пчеловод». Захоронения велись здесь 144 года, оно было закрыто в 1914 году. С этого года было открыто новое кладбище за складами, тогда там никто не жил, и оно было за селом. Со старым кладбищем обошлись, конечно, по-варварски, и следов не осталось. Вот оно наше отношение к предкам.
   Но вернемся к переписи, если умерло 19, то народилось за это же время 127 детей, и никаких тебе роддомов, всех рожали в банях, которые топились по-черному, где все стены пол и потолок были продезинфицированы березовым дымом и сажей. Ученые говорят, что бани по-черному – самые чистые бани.  Смертность детей в девятнадцатом веке была намного меньше, чем в двадцатом особенно в 20-40-е голодные советские годы. Тогда в годы продразверстки, коллективизации, репрессий и войны дети умирали массово от голода и недосмотра. К примеру, у Баранниковой (Кривоусовой) Натальи Алексеевны (1895- 1982) было 25 родов, в живых осталось пять сыновей, у моей бабушки Седых Ольги Александровны (1895- 1989) из 11 детей выжили только трое. И таких было много.
   Несколько человек за период между переписями были переселены в другие деревни. Так, например, Степан Андреевич Котовщиков 26 лет переселен в 1821 году в с. Тогульское. Михаил Васильевич Козлов 62 лет от роду в этом же году переселен в д. Буранову Дмитрий Власович Семенов 39 лет переселен в 1821 году в д. Новокаменскую.

   Особая тема «рекрутчина». Из 7 семей были взяты в рекруты сыновья:
Афанасий Михайлович Козлаев 20 лет в 1820 году

Григорий Савельевич Боков 19 лет в 1828 году
Прокопий Никифорович Шахов 20 лет в 1831 году
Михаил Тимофеевич Осипов 20 лет в 1831 году
Иван Ефимович Григорьев 21 год в 1831 году
Алексей Михайлович Абрамов 29 лет в 1831 году
Селифан Дементьевич Дробинин 25 лет в 1831 году.
   Из истории рекрутской повинности:
«Рекрутская повинность – способ комплектования вооруженных сил Российской империи до 1874 года. Рекрутская повинность была введена Петром 1 в 1705 году, тогда в государстве и был узаконен  термин «рекрут».
Срок службы рекрутов до 1793 года был пожизненным, затем 25 лет, а с  1834 года  срок был снижен до 20 лет с последующим пребыванием в запасе в течение 5 лет. Рекрутские наборы были не ежегодными и назначались по мере необходимости комплектования армии. Понятно, что во время войн увеличивалось и число рекрутов. Тем не менее, были общие правила отбора: среди призванных не должно быть больных, убогих, имеющих физические или умственные отклонения. Следили и за внешним видом: служащий царской армии должен был  быть хорошо слажен и иметь приятную внешность. Рекруты брались из семей с большим числом трудоспособных. Семьи, имеющие одного работника, освобождались по закону от поставки рекрутов.

   Служба в те времена подразумевала уход из родной семьи на долгие 25 лет. Мужчины лишались свободы и возможности трудиться на земле. Каждый день рекрута подчинялся армейской дисциплине – физическая подготовка, марши на плацу и жестокие наказания за каждую провинность, скудное питание: «щи да каша – пища наша». Очень сложно, учитывая данный факт, назвать это добровольным желанием пойти в армию. Скорее это жестокая необходимость того времени. Рекрутские наборы нередко оставляли детей без отца, жену без мужа на долгие 25 лет, если рядовому солдату посчастливится выжить. Писем тогда не писали, крестьяне не были обучены  грамоте. Ушел рекрут в армию и как в воду канул. Эта  рекрутская система создавала множество проблем, одной из которых были ветераны, вышедшие в отставку. Часто они не имели никакой опоры, семьи, детей, и средств к существованию. Иногда, в том случае если они не могли работать, им назначали пенсию - 36 рублей в год. Многие отставные солдаты так и не смогли вернуться в свои родные семьи. Нетрудно представить, какое это было горе для семьи, особенно для матери, поэтому на проводы специально приглашались плакальщицы, и вся семья с плачем провожала своего сына и брата навсегда, по сути это были своеобразные поминки по рекруту».
   В реестре старожильческих фамилий Алтайского горного округа середины девятнадцатого века представлены фамилии крестьян, проживавших на территории Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской областей, северо-восточной части Казахстана. База данных содержит 12000 записей, 1306 населенных пунктов, 2396 фамилий. Среди них есть и старожилы д. Ельцовской: Абрамов, Андреев, Баранников, Боков, Васильев, Григорьев, Дорофеев, Дробинин, Евдокимов, Завьялов, Зеленцов, Кривоусов, Кузнецов, Маркин, Осипов, Панов, Ремезов, Хромов, Шахов. Все эти фамилии есть и в переписи 1834 года.
   В конце переписи  «сказкосочинитель» написал: «В этой Ревизской сказке заключается наличных душ мужского пола - сто тридцать два, женского - сто пятьдесят. Что в сей ревизской сказке все души от 10 июня 1834 года  в наличности бывшие показаны и прописных нет, что сказка сия на трехкратной Мирской сходке прочитана была. Сельский старшина Михайло Дробинин и Волостной Глава Андрей Еремеев». Все это закреплено двумя печатями: «Печать Уксунайской волости деревни Ельцовской» и еще одной непонятной печатью.
   Жаль, конечно, что в переписи не было информации о хозяйственной деятельности жителей, тогда бы картина была более понятна: кто и чего имел, количество пахотных земель, скота и другие занятия крестьян, как это прописано в переписи 1917 года.

   В Сибирском краю, где жили сибиряки-старожилы, после них ничего почти не осталось. Разве что чернозем, плодородные земли в той части села. Есть несколько старых домов, но они либо перестроенные, либо построенные позже. И еще есть память о них. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий