Кто они первые жители Ельцовки?

 1статья  Кто они первые жители Ельцовки? 

Двести пятьдесят лет исполнилось нашему селу Ельцовка. Много это или мало? Для истории – это небольшой отрезок.  Генеалоги считают, что, если вести отчет от хомо сапиенс, который появился примерно 40 000 лет тому назад, то получится около 2000 поколений, что опять же приблизительно. А вот для человека – это, конечно, много. Если считать что в среднем за 100 лет у одной семьи сменяется 4 поколения (сын-внук-правнук-праправнук), а каждое новое поколение рождается примерно через 25 лет после предыдущего, то за 250 лет в Ельцовке сменилось 10 поколений.
   Как все начиналось?  Не буду углубляться в историю заселения Сибири и более древнюю историю. Это отдельная тема и довольно большая. Остановимся на истории заселения нашего села. Точных данных нет, но год в архивных документах обозначен -1770. Об этом можно узнать и из книги Ю.С. Булыгина «Первые крестьяне на Алтае», где есть упоминание о том, что деревня Ельцовская заселена была в 1770 году «великорусскими посельщиками», т.е. ссыльными. Он  же пишет, поясняя:  « С 13 декабря 1760 года помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь в счет рекрутов. Вместе с ссыльными отправлялись в Сибирь их жены и дети. Высылались в Сибирь, в ссылку, за ослушание помещика, за побег от помещика, за бунт и другие проступки. 6 августа 1762 года был издан сенатский указ, по которому ссыльные должны были заселять Сибирскую военную линию. В указе говорилось, куда именно они должны селиться, и приказывалось каждой поселяемой семье отводить под посев 5 десятин  и покосов по 50 копен, выдать 54 пуда семенного хлеба с условием обязательного возврата. Предлагалось также на каждую семью давать по 5 рублей на заведение лошадей, причем давать чаще не деньги, а лошадей. Так велось поселение ссыльных на Колывано-Кузнецкой военной линии. Уже к концу ХУ111 века местное крестьянское хозяйство не только удовлетворяло потребности военной линии, но и имело резерв для продажи в заводское ведомство». 
  Возможно, что кто-то из первопоселенцев и был сослан, скорее всего, в уже существующее поселение, так как по рассказам потомка первопоселенцев Баранникова Алексея Семеновича, (фамилия его деда Кривоусова Алексея Игнатьевича числилась во всех документах, касающихся нашего села, (переписи, метрические книги) вплоть до 1840 года) основали село беглые с демидовских рудников и поселились они не в указанном месте, где можно было пахать и сеять, а залезли в самую глушь, в лес.  О положении дел на демидовских рудниках и заводах написано много. В 1726 году Демидовыми был построен Колывано-Воскресенский завод, позже, в 1744 году, был построен и Барнаульский завод. На заводы  и рудники требовались рабочие руки, поэтому в Сибирь в это время был очень большой приток населения. В  статье (интернет) «Зарождение горной промышленности на Алтае» читаю:

«На Колывано-Воскресенских рудниках и заводах применялся принудительный крепостной труд, уже в те времена там насчитывалось до 11 тысяч человек. Основную категорию составляли горнозаводские рабочие, занятые на главных рудничных и заводских работах, продолжавшихся круглый год днем  и ночью без выходных и праздников. Рабочий день длился 12 часов и более. Дети до 15 лет работали по 8 часов.  За малейшие нарушения дисциплины, за всякие упущения в работе грозили телесные наказания. За побеги с приисков, рудников и заводов засекали до смерти. Условия работы были тяжелыми. Начальство не обращало никакого внимания на охрану труда рабочих. Рабочие то и дело гибли и калечились в подземных выработках. От ревматизма и цинги  гибло и становилось инвалидами больше, чем от обвалов. Рабочие на приисках, в том числе и подростки, весной и осенью вынуждены были работать по колено в воде, а зимой в лютые морозы оттаивать кострами промерзшую землю, задыхаясь от дыма. Кормили рабочих скверно. На заводах рабочие страдали от невыносимого жара печей и, выбегая на холод, заболевали легочными болезнями. Ядовитые сернистые и сурьмянистые испарения от печей свели в могилу немало рабочих. Рабочий люд не мирился с тяжелым положением. Часто устраивались побеги. Редким из них удавалось уйти от погони, и это были сильные, волевые люди». Про них ходили легенды. Одну из них положил в основу своего рассказа «Сорока» Марк Юдалевич, известный Барнаульский писатель.
   Беглые устремлялись  в Горный Алтай и предгорья Алтая, в отдаленные, глухие места, боясь, что их могут найти и вернуть. Точно сказать, были ли наши первопоселенцы беглыми или ссыльными, можно только, изучив материалы Ревизских сказок приписных рабочих этих заводов, но пока архивы закрыты и работа остановилась на 1840 году.
   Если верить рассказам Баранникова А.С., основателями нашего села были именно беглые. Первоначально первопоселенцы остановились под горой, в районе сейсмической станции. Место тихое, незаметное, рядом река, где вода и еда. Соорудили землянки и здесь зимовали, но весной река сильно разлилась и подтопила новоселов. Исследовав местность, решили перебираться на высокий берег, сплошь заросший вековым сосновым лесом. Место красивое! Кругом река опоясывает скалистые берега в «оторочке зеленого меха». Выбрали юго-восточную сторону, чтобы с солнцем вставать и начали обживаться. Лес валили на месте и на пни ставили первые дома. Это было самое начало современной улицы Комсомольской.  А дальше только догадки и предположения. Где брали инструменты? Кто их знает, возможно, по  долгому пути сюда нанимались, зарабатывали, а может, и серебро с рудников смогли утаить, и такое случалось, а потом обменяли на нужные вещи. Старожилы рассказывали: «Бревна подбирали одно к одному и все толстенные.  Пол настилали в избах расколотыми повдоль  бревнами, так и быстрее, и теплее, так же и потолок, все топорами делалось.  (Пиленый тес появился в Сибири лишь во второй четверти Х1Х века с появлением здесь пилы.) Крышу делали двускатную. Кровля была из бревен, расщепленных топором и клиньями на пластины - дрань». Окна были небольшие 50 на 50 см., затягивали их выделанным мочевым пузырем животных, зимой использовали деревянные задвижки. (Слюда и стекло появились только в Х1Х веке). Вплоть до конца Х1Х века стены избы не оштукатуривались. Пазы между бревнами конопатились мхом, который в изобилии рос по берегам реки Моховка, туда и первую дорогу проложили, которая со временем стала улицей Моховской».
   Глинобитные печи тоже появились в Х1Х веке. Как пишут историки,  «печи по-черному были широко распространены у русских в Сибири в XVII-XVIII вв. даже среди знати.  Печь без дымохода, обладает многими положительными свойствами - жаркостью большей, по сравнению с белыми печами, экономичностью в расходе дров. Сибиряки отмечают также целительные, «обеззараживающие» свойства черных печей. Этнографы, описывавшие такие избы на Руси, неизменно с удивлением обнаруживали, что стены-то в курных избах светлые, а закопчен только потолок и стены вниз от него по ровной линии на 20-30 см. Просто надо было уметь правильно подбирать дрова и соблюдать режим их горения в печи. Сажа скапливалась лишь у верхней притолоки избы или возле специального «волчка» (так называемого волокового оконца, то есть проделанной в стене щели в диаметр бревна, которая, когда печь не топилась, закрывалась задвижкой - заволокой)». Такие печи сначала были в наших деревнях.

   А возможно сначала поселенцы соорудили землянки со срубом и крышей и потом уже основательно строили себе дома. Известно только, что дома эти стояли долго, более ста лет.  Первые постройки были скрыты за лесом и выходили на восточный крутой берег Чумыша, где их не сразу можно было увидеть проплывавшим по реке людям.   А путь тогда мимо этого места проходил только по реке. Вся возвышенность, где сейчас расположено село, представляла собой тайгу, где произрастали ели, пихты лиственницы и сосны. Место глухое, куда до этого не ступала нога человека. Прибрежные же низины, начиная от Гавани до пляжа и до современной улицы Комсомольской, представляли собой согру, заросшую смородиной, калиной и др. кустарником. Об этом мне рассказывали многие старожилы, одна из них Н.Я. Умрихина (Дробинина), а ей рассказывал отец, тоже потомок старожилов, Дробинины упоминались в Метрических книгах за 1844 год. Еще в 20-30 годы ХХ века, начиная от дома, где живет Соловьева В.А., до берега Чумыша нужно было прорубать топором проходы к реке. Вечерами там ходить боялись, так густо росли кустарники.  А на месте болота с камышами и дома, где живут сейчас Ковель и Белоноговы,  среди кустарников, были заросли мха, который тоже применялся при строительстве домов. Все эти кустарники были вырублены в войну, в сороковые годы, женщинами и подростками для топки печей.  За военные годы исчезли все окрестные лесочки и под Моховкой, и по Ельцовке речке, а гора за рекой, что напротив села, после войны стала  называться Лысой, не было там ни одного кустика. А  куда поедешь за дровами, когда ни машин, ни коней лишних нет, и мужики на фронте, вот и рубили все, что поближе да полегче.
   Лес, что стеной стоял на месте нашего села, за 150 лет исчез почти весь. Люди строились, топили печи дровами, выкорчевывали его под огороды. Огороды были большими соток 40-50. Население росло с каждым годом. Если в 1807 году в деревне Ельцовская насчитывалось 36 лиц мужского пола (тогда считали по домовладельцам-мужчинам), то в 1859 году - 44 двора  (137 мужчин и 141 женщина).

В 1885 - 68 дворов.

В 1893 году – 75 дворов (167 лиц  мужского рода и 165 женского рода). В 1904 году  было уже 130 дворов (317 муж. и 279 жен).

В 1911 - 361 двор.

В 1926 году - 700 дворов  ( 1814 муж. и 1903 жен.)
   Прирост населения за этот период был очень большой. Так постепенно лес исчез. Со временем все изменилось. Пока был лес, он удерживал  в поверхностном слое почвы определенное количество воды. С исчезновением леса и кустарников повысился уровень грунтовых вод, воды в реке стало меньше, берега стали еще выше, зато вместо кустарников по согре разлились болота. Весной в 50-60-е годы на Береговую невозможно было пройти. Болота были на месте стадиона и по огородам на Комсомольской и дальше, до моста. Помню, мы в 60-е годы плавали на плотах по болоту за нашим огородом, можно было доплыть до Катаевых и дальше. Теперь все сухо, только напротив кафе «Пельменная» весной разливается небольшое болото, которое летом высыхает. И Чумыш обмелел.
   Но вернемся в те давние времена. Основным занятием первопоселенцев была охота и рыбалка. Лес и река кормили. Было много ягод, грибов, орехов. Ружей, конечно, не было, но охотники использовали луки, петли, ямы и др.  В конце семнадцатого века в  Уксунайской волости, куда входила Ельцовка, насчитывалось 24 деревни, в том числе Локоть, Поповичево, Яминское, Мартынова и Черемшанка. И уже тогда крестьянская торговля была довольно оживленной. Окрестные села продавали и обменивали все, что имели в избытке. В 1785 году  в «Именной книге» было перечислено продаваемое крестьянами, где было более 60 наименований товаров, куда входили продукты, одежда, посуда, скот, птица, изделия из дерева и железа и др. Общение между деревнями было тесное. Поселенцы брали жен из других сел, выходили замуж в другие деревни. Это видно по метрическим книгам Николаевской церкви с. Локоть. Эта церковь появилась намного раньше нашей, и крестьяне вышеперечисленных деревень были приписаны к ней.

   Как я уже писала, первыми жителями нашего села были Кривоусовы, Григорьевы, Зеленцовы и Заречневы. Их мне назвал А.С. Баранников. Все они во Всесоюзной сельскохозяйственной переписи 1917 года отмечены, как старожилы. Эти фамилии есть и в подворной переписи 1901 года и в Метрических  книгах 1844 года.


Комментариев нет:

Отправить комментарий