3 статья Первые переселенцы Х1Х века
О чем поведала перепись
1901 года.
Время быстротечно. Оно идет своим
чередом год за годом, век за веком. Вот
и девятнадцатый век подошел к концу. Как развивалось наше село? Чем жила
Ельцовка в то далекое время? Подробностей, конечно, мало узнаешь, многое кануло
в лету. Но по рассказам потомков старожилов и по документам можно представить
картину заселения крестьян и проживания их в Ельцовке. Такими документами чаще всего являются переписи. Проводились они
довольно часто, однако, по разным причинам не все сохранились и дошли до нашего
времени.
Передо мной сельскохозяйственная
перепись 1901 года, завершающая девятнадцатый век. В 1901 году село Ельцовское относилась к Алтайскому округу, Уксунайской
волости Кузнецого уезда с центром в с. Тогульское. Если в 1834
году в деревне Ельцовской находилось 43
двора и в них проживало 282
человека, то за 65 лет количество
дворов увеличилось более чем вдвое, до 93,
и проживало в них уже 543 человека.
В селе была церковь, построенная в 1888
году, церковноприходская школа, хлебозапасный магазин (хранилище зерна) и
казенная винная лавка. Для сравнения, в волостном центре, селе Тогульском, в то
же время имелась церковь, церковно-приходская школа, сельское училище,
волостное правление, хлебозапасный магазин, казенная винная лавка, а также заводы:
кожевенный - 1, пимокатный - 2, овчинно-шубный - 1, кирпичный – 3.
До этого я анализировала перепись (ревизскую
сказку) 1834 года. В нее были занесены данные только по людям, проживавшим в то
время и их семьям. Сельскохозяйственная же перепись 1901 года содержит информацию
только об именах домохозяев, количестве людей в семье (без имен), количестве
годных работников и количестве имущества, то есть скота и кормов. Но за скупыми цифрами переписей скрывается
многолетняя история развития нашего села, судьбы людей, их огромный труд.
По
данным предыдущей переписи видно, что население Ельцовки увеличивалось в
основном за счет воспроизводства старожильческого населения, т.е. его
естественного прироста и внутренней миграции населения. Первые сто лет существования деревни крестьяне
прибывали в Ельцовку лишь из близлежащих сел, это и была так называемая внутренняя
миграция населения. Например, семьи Николая Васильевича Заречнева (Зарешнова)
(4 чел.) и Кирилла Романовича Заречнева (Зарешнова) (11чел.) - из с. Локоть,
там они были отмечены, как старожилы. А так же Павел Васильевич Мартынов (7
чел) и Роман Семенович Хворов (8 чел.) из
деревни Мартыновой и другие.
Кто такие старожилы? В исторической
литературе старожилами называли тех, кто проживал в Сибири до 1861 года, но к концу
Х1Х века сибиряки считали старожилами и тех, кто прожил здесь 25 и более лет.
И лишь в 80-90-е годы девятнадцатого века в
Ельцовку стали прибывать переселенцы из Европейской части России. По переписи
1901 года уже можно увидеть, что село пополнилось переселенцами. Основная масса
их прибыла с Волги, из Симбирской губернии. Это были крестьяне, искавшие
свободы от помещичьей власти, лучшей жизни и простора для труда. Слух о
свободной хлебородной земле толкал их в этот далекий и тяжелый путь. Ведь в Сибири
никогда не было помещиков и крепостного права. К тому времени выросли уже свободные поколения
первопоселенцев-старожилов, не знавшие крепостного гнета, поэтому крестьянская
реформа 1861 года не затронула основную массу крестьянства Алтайского округа. Число крепостных здесь было ничтожно, это были
в основном личные слуги приезжих дворян. А возможно, эти переселенцы были
ссыльными крестьянами, выдворенными владельцами за «предерзостные поступки». В
конце Х1Х века уже назревало революционное движение, росло народное
недовольство, появились революционеры-народники. Помню, в разговоре о
первопоселенцах Ельцовки Алексей Семенович Баранников мне тоже говорил о том,
что в девятнадцатом веке в основном жили в Ельцовке сибиряки-старожилы и ссыльные
из Симбирской губернии. Так что, сами они
прибыли из Симбирска или их выслали, пока достоверных данных нет.
(Образовавшийся ко 2-й
половине ХVIII века Алтайский горный
округ — это территория, включавшая нынешние Алтайский край, Новосибирскую и
Кемеровскую, часть Томской и Восточно-Казахстанской областей, общей площадью
свыше 500 тыс. кв. км и населением более 130 тыс. душ обоего пола).
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ —
История России до 1917 года.)
«Переселенческая политика властей после
1861 года отличалась противоречивостью, переселенцам то выделялись льготы,
то они лишались их, но поток их только
увеличивался. По приблизительным подсчетам в 1861-1897 гг. численность населения
Алтайского округа выросла в 3 раза с 432 до 1326 тысяч человек. И это при том,
что аграрное освоение региона искусственно сдерживалось государством. Было
запрещено свободное переселение на земли Алтайского горного округа, являвшегося
в течение 170 лет (1747-1917) собственностью Кабинета его императорского
величества. Все крестьяне, проживающие
на его территории, были приписаны к рудникам и заводам. Крестьяне округа
относились к категории государственных крестьян, что отличало их от крестьян
Европейской России. Это были так называемые «государевы» крестьяне, которые
несли повинности государству, но это не означало полного прикрепления крестьянина
к земле, так как он мог перейти в другое податное
сословие, переменить место жительства, сдать свое тягло другому и т. д., то
есть совершать частные сделки», - писал историк М.В.Шиловский.
Но, несмотря на запрещения,
переселенческое движение в Алтайский округ не прекращалось. Это были
самовольные переселения, таких переселенцев – беглецов называли «утеклецами»,
которые «утекли», просочились через заслоны и заставы. Переселенцы шли пешком в
сутки примерно 35-40 верст. Некоторые, я читала, шли пешком по три-четыре
месяца, еще и корову с собой вели, а кто и на лошадях пробирался в глубь Сибири.
Но, как писали историки, «вниманием и славой среди выходцев из Европейской
России пользовался далеко не весь Алтай». Переселенцы охотно селились в
западной, степной и лесо-степной равнинной части Алтайского округа, а на востоке,
в горах и лесах территория была заселена мало. Вот и в Ельцовку сначала
проникли лишь единичные семьи переселенцев. В 1857 году из Томской губернии
прибыл Андрей Васильевич Куртуков (6 чел.) В 1884 году из Оренбургской губернии
прибыла семья Дмитрия Дмитриевича Рябышева (5 чел.). В 1885 году уже из
Пермской губернии - семья Степана Артемьевича
Таушканова (7 чел.) В 1892
году из Вятской губернии - семья Игнатия Ильича Романова (6 чел.). Это
были крестьяне, загнанные в Сибирь нуждой и голодом.
Но вернемся к нашим симбирским
переселенцам, все они организованно прибыли в течение трех лет: 1897-1899. Вот
их имена: Александр Иванович Гусев (семья -2 человека), Максим Федотович
Володин (9 чел.), Ефим Романович Володин (5 чел.), Павел Федорович Володин (2
чел.), Григорий Афанасьевич Володин (7 чел.), Иван Яковлевич Евдокимов (8
чел.), Степан Яковлевич Кузянин (6 чел.), Алексей Осипович Косухин (8 чел.),
Максим Иванович Кутаров (7 чел.), Николай Григорьевич Карнаухов (6 чел.),
Михаил Егорович Бугров (9 чел.), Филипп Васильевич Захаркин (9 чел.), Петр Яковлевич
Овчинников (6 чел.), Кузьма Григорьевич Паксеев (8 чел.), Матвей Иванович
Сапаров (5 чел.), Порфирий Иванович Шавалдин (4 чел.), Петр Григорьевич Родионов (12 чел.). Ни много
ни мало - 133 человека прибыло. «Утеклецами»
их не назовешь, явно они получили разрешение на водворение, т. е. заселение, но,
как я уже писала, документов этого переселения найти не удалось. В октябре 1896
года Западно-Сибирская железная дорога до Новониколаевска (Новосибирск) уже была
построена и стала эксплуатироваться постоянно. Наши симбирские новоселы добирались
уже по железной дороге или, как они
говорили тогда, «по чугунке». Это подтвердили и потомки этих переселенцев. А
теперь немного об истории их заселения в наше село.
Несмотря на обилие свободной земли,
получить ее в Сибири и на Алтае было очень трудно. Для того чтобы легально
занять участок земли, следовало или
приписаться к какому-либо старожильческому обществу, или получить
разрешение поселиться на участке, отведенном начальством. Фактически вновь
прибывшие ставились в зависимость от старожилов. Переселенцы наделялись
земельным участком, им отпускали лес, необходимый для построек и топлива. Но по
положению 1865 года новоселы могли поселяться в селениях старожилов, если
получали на то их согласие, то есть старожильческое общество выносило «приемный
приговор». За выдачу «приемных приговоров» сельские общества взыскивали до 50
рублей, но не у всех такие деньги тогда были. Ссуды на обзаведение хозяйством
давались не всем и небольшие до 100 руб.
На них необходимо было в первую очередь купить лошадь 40-50 руб., упряжь – 10
руб., плуг 10 руб., борону 3 руб. и семена, да и без коровы не прожить, это еще
17-30 руб. Чтобы как-то выйти из
положения новоселы вынуждены были наниматься на работы в селениях, чтобы
заработать и закрепиться на месте, приобрести лошадей для обработки пашни и
т.д. И это при том, что в первые десятилетия после отмены крепостного права,
как писали историки, тронулись в путь на поиски свободных земель в основном
крестьяне-середняки. Они имели кое-какие средства, распродавали имущество,
чтобы собрать хоть немного денег на дальнюю дорогу. Бедняки начнут переселение
позже, в столыпинские времена, когда появятся специальные льготы и ссуды.
«Старожилы обычно нуждались в рабочих руках
на период полевых работ и, как правило, разрешали пришлым людям селиться у
себя. Но как только заканчивались
полевые работы и тем более, как только переселенцы обзаводились скотом, пашней,
домом, отношение к ним со стороны старожилов резко менялось. Их начинали
выживать, разрушать их постройки или просили властей выселить их, будто
самовольно поселившихся». (Из истории крестьянства Сибири.)
Такие случаи очень часто происходили и в
Ельцовке, по рассказам жителей села, поселившихся в начале ХХ века. Андреев А.Г. рассказывал, что старожилы их
преследовали, разрушали постройки, случались драки. Разрешали селиться в
неудобных для жительства местах, за лесом, Таушкановы, к примеру, поселились сначала
под горой, где сейсмическая станция, видимо, старожилы их не приняли сразу и не
одни они там жили. На рубеже веков там была целая улица, которая именовалась
Узкоюбкой. (неофициальное название). И только позже, в начале ХХ века большая
семья Таушкановых перебрались в саму Ельцовку, но по другую сторону от
старожильческого села, то есть от того места, где жили старожилы. Дом их и сейчас стоит на Комсомольской, и построен он
был из леса, что рос тут же, рядом.
Старожильческое село тогда было
ограничено с запада улицей Черногорской (неофициальное название), современная
улица Шацкого, от моста до площади. Снизу - улицей Нижней или Сибирской (неоф.
назв.) современная улица Комсомольская и рекой Чумыш. С востока - улицей
Моховской (неоф. назв.) современная улица Елесина. С севера - ограничивалось
площадью в районе старой пожарки, где в те времена проходили ярмарки. Далее во
все стороны от этого места еще росли деревья, хотя уже не такой густой лес
стоял, все-таки прошло уже более ста лет. Но старожилы рассказывали, что вглубь
современных улиц Комсомольской, Садовой и выше леса было много, и рубили его на
строительство на месте, раскорчевывали под огороды.
Симбирским новоселам выделили места в отдалении, в лесистой части, где требовалась предварительная расчистка участка от деревьев и кустарников под дом и огород. Вверху, чуть выше старой пожарки, в самом начале будущей улицы Садовой поселились Родионовы, их прибыло 12 человек: отец Петр Григорьевич и пять сыновей Василий, Павел, Федор, Максим и Яков. Первым в 1897 году прибыл Василий Петрович, скорее всего он был ходаком. Все остальные прибыли через год, в 1898 году. По переписи домовладельцем являлся их отец Петр Яковлевич. Видимо, в первые годы все жили одним двором, так легче было обустраиваться, много требовалось физического труда. Володины, их тоже было много – 23 человека, поселились за Родионовыми. В переписи отмечены три домовладельца, значит было уже три двора.
На месте дома на углу, где раньше
находился сбербанк, начинали свою жизнь в нашем селе Гусевы, домовладелец
Александр Иванович.
Кузянины, Бугровы, Сапаровы, Захаркины и Косухины углубились вниз по будущей
улице Садовой, сплошь заросшей лесом.
Дом Кузяниных стоял на территории новой школы,
но он был построен, как и все дома на этой улице, позже. Домовладельцем был
Степан Яковлевич 1852 года рождения. Семья состояла из шести человек. Как
обустраивались на месте неизвестно.
Бугровы,
как рассказывает, Н.С.Ануфриева (Бугрова), сначала ночевали в шалаше, потом
соорудили себе большую землянку с накатом из бревен и зимовали в ней большой
семьей из шести человек. Землянка находилась на месте дома, построенного
Бугровым Петром Михайловичем, что стоит ниже новой школы. Прибыло их сначала
два брата Михаил Егорович и Василий Егорович с женами и двое детей. Начинали с
расчистки места, корчевали лес. Обычно раскорчевка леса проводилась вручную.
Крестьяне подрубали корни деревьев и с помощью веревок валили их. Это очень
тяжелая, изнурительная работа, поэтому и селились по несколько семей в одном
месте, чтобы осилить эту тяжелую работу, потом и избы строили на две-три семьи.
А уже когда подросли дети, Бугровы плотно заселили своими домами улицу Садовую.
Шесть домов было построено ими. Вверху построился Кузьма Михайлович. Дом этот
стоит и сейчас на углу ул. Садовой и ул. Савиновой. Ниже, на территории
современной школы, где раньше стояла изба Бугрова Ивана Егоровича, построил дом
его сын Федор Иванович, за ним стоял дом Бугрова Прокопия Михайловича, далее -
уже упомянутый дом Петра Михайловича, напротив, через дорогу – дом Константина Федоровича и уже позже в низу улицы построил себе дом Николай Иванович Бугров.
Крепостные бурлаки с Волги-матушки, Бугровы, оказались крепкими, смекалистыми
людьми, о которых говорят - на все руки мастера. Все дети Бугровых были
грамотные, многое умели и многому здесь научились. За два десятилетия
двадцатого века они уже нажили большое хозяйство, пашни и покосы. Семья Ивана
Егоровича Бугрова имела крупорушку, шерстобитку, столярную мастерскую,
мастерскую по ремонту часов, граммофонов и т.д. и считалась зажиточной. Всего
этого они лишились в коллективизацию.
Сапаровы заселились ниже. Их прибыло две семьи, здесь остановилась семья Федора
Ильича. А семьи Сапарова Матвея Ивановича и Сидора Ивановича поселились выше,
за современным зданием МФЦ.
За
Сапаровыми ниже корчевали лес под усадьбы Захаркины - домохозяин Филипп
Васильевич, Косухины – домохозяин Алексей Осипович.
На месте усадьбы Яриковой
Т.М. поселились Шабаловы Федор Николаевич, Петр Николаевич и Николай
Николаевич. Они прибыли тоже из Симбирской губернии, только чуть позже, и в
перепись не вошли.
По рассказам Сапарова Алексея
Трофимовича, симбирские новоселы и были основателями улицы Садовой, они поселились здесь на рубеже веков. Причем
селились все на правой стороне улицы, окнами на юг, на реку. По левой стороне
улицы домов тогда еще не было. Так прорубалась топорами улица Садовая, которую по праву можно было
тогда назвать Симбирской.
Так перепись раскрыла факты первых заселений улицы Садовой, улицы моего
детства.
Паксеевы, Карнауховы, Романовы и другие
основались в верхней северной части села (места, где сейчас улицы Чапаева, Ульяновская
и Ленина). Где начинали свою жизнь другие новоселы? Как они обустраивались?
Точно не известно, но, я думаю, со временем их потомки внесут ясность. Тогда,
наверное, все новоселы свою жизнь на нашей земле начинали с землянок. И не один
год в них жили, ведь дом построить, даже если и лес рядом рос, время нужно, а
надо было еще земледелием заниматься, поля и покосы были далеко за селом.
А теперь вернемся непосредственно к переписи.
Перед переписчиком была поставлена задача: «В конце этого именного списка
должно быть сделано примечание с указанием: во-первых, имеет ли сельское
общество, к которому принадлежит селение, мирские капиталы и сколько,
во-вторых, имеет ли мирские оброчные статьи и сколько с них получает ежегодно
дохода, в-третьих, какой предвидится по
селению урожай хлеба, т.е. сколько примерно пудов ржи, пшеницы и овса
предполагается вымолотить с десятины и, в-четвертых, какой был урожай трав,
т.е. сколько копен скошено с десятины».
(Десятина -1,09 гектара.)
Как велась перепись и что учитывалось?
Например:
Николай Федорович Зеленцов. (старожил)
1. Число душ: 3муж. 4жен. 2. Число
годных работников: 1муж. 2жен.
3. Имущество: лошади - 20, коровы -10, мелкий скот -5.
4. Сколько десятин засеяно:
Озимые: ржи – 3 десятины, пшеницы – (-)
Яровые: ярицы – (-), пшеницы – 5
десятин, овса – 4 десятины.
5. Сколько пудов хлеба
имеется в запасе: ржи – 300, пшеницы -200, овса – 150.
6. Имеется ли достаточно сена для корма лошадей и скота – достаточно.
7. Сколько числится на семью
недоимки:
По казенным податям и губернскому
земскому сбору – 1 руб. 60 коп.
По мирским ведомостям –(-).
Петр Кириллович Кривоусов.
(старожил)
1. Число душ: 5муж. 4жен. 2. Число
годных работников: 2муж. 2жен.
3. Имущество: лошади- 20,
коровы-10, мелкий скот -10
4. Сколько десятин засеяно: озимые: ржи -2 десятины, пшеницы – (-), овса – (-).
Яровые: ярицы –(-) пшеницы –
4 десятины, овса – 4 десятины.
5. Сколько пудов хлеба в запасе: ржи -100, пшеницы -150, овса -50.
6. Достаточно ли сена для корма лошадей и скота – достаточно.
7. Сколько числится на семью недоимки:
нет.
4. Никифор Васильевич Дорогин.
Число душ: 2м./2ж. Число годных работников - 1/1
Имущество: лошади- 3, коровы
-3, мелкий скот -5.
Сколько десятин засеяно: Озимые: ржи - (-), пшеницы – (-).
Яровые: ярицы –(-) пшеницы – (-), овса – (-).
Сколько пудов хлеба имеется в
запасе: ржи (-), пшеницы – (-), овса – (-).
Имеется ли достаточно сена
для корма лошадей и скота: достаточно.Сколько числится на семью недоимки:
По казенным податям и губернскому земскому сбору – (-).
7. Яков Данилович Завьялов.
Число душ: 1м.1ж. Число
годных работников: (-).
Имущество: лошади- 2, коровы
– 3, мелкий скот-5.
Сколько десятин засеяно: озимые: ржи,
пшеницы, овса нет.
Яровые: нет.
Сколько пудов хлеба имеется в
запасе : нет.
Достаточно ли сена - достаточно.
Сколько числится на семью
недоимки:
По казенным податям и губернскому земскому сбору – 2 руб. 40коп.
По мирским ведомостям –(-)
9. Алексей Матвеевич Гилев.
Число душ: 3м. 3ж. Число
годных работников:1/1
Имущество: лошади-7, коровы-2, мелкий скот- 6.
Сколько десятин засеяно: ржи-1, пшеницы (-)
Яровые: ярицы –1, пшеницы -1,
овса- 2.
Сколько пудов хлеба имеется в
запасе: нет
Достаточно ли сена –
достаточно.
Сколько числится на семью
недоимки:
По казенным податям и
губернскому, земскому сбору- 8 руб. 13 коп.
По мирским ведомостям – 2
руб. 60 коп.
Старожильческих
дворов насчитано - 61. Все они, за исключением немногих, были зажиточными.
Десять дворов имели 18 и более лошадей, держали по 15-20 коров, не считая мелкого скота. И это
при том, что данные о содержании скота явно занижали. Скот в летнее время, когда
проводилась перепись, находился на выпасах, поди, его подсчитай. Не имели скота лишь одинокие старики-старожилы,
их возраст я определила по предыдущей переписи. И еще, неизвестно откуда
взявшиеся Харитон и Иван Волынчиковы (без отчества) тоже не имели ничего.
Прибывшие переселенцы за три года по данным
переписи уже обзавелись хозяйством, держали скот, имели от одной до пяти
лошадей коров и мелкий скот. Например, Михаил Егорович Бугров при шести годных
работниках (3муж. и 3жен.) имел 5 лошадей, 2 коровы, 1 мелкого скота. Григорий
Афанасьевич Володин при четырех годных работниках (2муж. и 2 жен.) имел 3
лошади, 4 коровы и 9 мелкого скота. Матвей Иванович Сапаров при трех годных
работниках имел 2 лошади, 1 корову. Александр Иванович Гусев при наличии двух
годных работников имел 1 лошадь и одну корову. Петр Яковлевич Овчинников при
четырех годных работниках (1 муж. и 3 жен.) имел 1 лошадь и 1 корову. Филипп Васильевич
Захаркин при трех годных работниках, (1 муж. и 2 жен.) тоже имел 1 лошадь, одну
корову и 1 свинью. Все зависело от того, сколько в семье было сыновей, помощников
отцу в поле и на покосах. Семьи с сыновьями быстрее закреплялись на земле,
строили дома, разводили скот. Общее поголовье скота было таково: лошадей – 480,
коров – 383, мелкого скота – 450 голов.
Однако острым оставался вопрос нехватки
удобной земли. Старожилы, не давали возможности переселенцам на равных начинать
ведение хозяйства. Как я уже писала выше, это проявлялось в отведении
переселенцам неудобной земли и плохих сенокосов. Это затрудняло их жизнь. Землю
для пашни и покосов нарезали далеко за пределами села, и там тоже иногда
случались драки. По дороге от Ельцовки до Мартынова, за первым поворотом, по
правую сторону есть место, которое называется Драчливый лог (неофициальное
название). Потомки старожилов рассказывали, что мужики там дрались за земли, за
покосы. Старожилов тоже можно было понять. Это были крестьяне, покорившие
тайгу, сумевшие самостоятельно закрепиться на этой земле, пустили в нее
глубокие корни, образовали свое село. Крестьянин-сибиряк, не зная помещичьего
гнета, отличался более развитым чувством собственного достоинства, как
говорится, знал себе цену. Он был хозяином всех полей и пашен, сегодня в одном
месте сеет, а завтра в другом. А тут вдруг один за другим стали появляться
новоселы, и с ними надо было делиться. Кому это понравится? Вот и боролись, как
могли, за свое.
Конечно, посевы тогда у переселенцев
еще были незначительными. Историки писали: «Малые размеры крестьянских запашек,
отсутствие хозяйственных построек в дворах поселенцев являлись, конечно, не
результатом лености и нерадения, а серьезных трудностей освоения на новом
месте. Новоселы не имели необходимых для производства орудий труда, рабочего
скота и денежных средств для обзаведения на новом месте. Правительственная
ссуда тогда была слишком мала, да и давалась она, не всем».
В книге «Хозяйственное развитие Сибири
в Х1Х веке» автор пишет: «Пока в Европейской части России крестьяне сначала
гнули спины на барина, а после отмены крепостного права в 1861 году выкупали у
помещиков жалкие наделы земли, которых ни на что не хватало, в Сибири люди
осваивали бескрайние просторы: леса, полные дичи, диких пчел, реки и озера,
богатые рыбой».
Однако сельским хозяйством заниматься в
Сибири было очень трудно, особенно в лесо-степной зоне. Короткое лето, холодная
зима, засухи или заморозки. Но все же, как видно по переписи, крестьяне сеяли
известные зерновые культуры: озимую и яровую рожь (ярицу), пшеницу, овес, но
преобладали тогда уже посевы пшеницы. Другие культуры в переписи не указаны,
хотя повсеместно тогда здесь выращивали коноплю и лен. В огородах старожилы уже
выращивали картофель, капусту, морковь, свеклу, репу, редьку, бобы, лук,
чеснок.
Лучшие участки земли, конечно,
запахивали зажиточные крестьяне. Отдельные хозяева подолгу использовали приглянувшиеся им гривы, лога, поля. Их так и
называли по фамилиям хозяев. Например, Дробинины поля или Григорьевы, или
Ашпины. Пашня оставалась за хозяином до
тех пор, пока он ее обрабатывал. «В обработке пашни господствовала залежная
система с двухпольным и трехпольным севооборотом: в первом случае посевы
производились только на пару, во втором после двух лет посева земля на год
оставалась под паром. Поскольку земля не удобрялась, урожаи падали, и пашню
приходилось обращать в залежь на 10-15 лет. Эта
экстенсивная система земледелия могла существовать лишь при обилии свободных
земель и примитивной технике: пахали землю сохами на одной лошади, боронили
деревянными боронами с железными зубьями. Хлеб убирали серпами, только овес
косили косами-литовками. С десятины собирали лишь 35 пуд. хлеба». (Из истории
крестьянства Сибири).
Переписчик, а это был сельский староста
Ашпин, насчитал в селе Ельцовском 325 десятин пашни, засеянной под озимые и
яровые культуры. О покосах ничего не сказано, отмечено лишь, что сена во всех
дворах заготовлено достаточно. Отдельной графой отмечено сколько пудов хлеба
имеется в запасе у каждого хозяина. Запасы у всех были разные. Общее количество
было таковым: ржи - 870 пудов, пшеницы – 810, овса – 525. Подводя итог
земледельческим делам, переписчик в примечании к переписи написал: «Урожай
хлеба был весьма не удовлетворительным по случаю засухи. В 1900 году был самый
плохой урожай, так что было собрано всего по 10 пудов с десятины, накапливать
было совершенно нечего, то есть возвратятся лишь семена. Некоторые полосы
остались не убраны, по случаю плохого выколоса зерна, с них получить нечего,
лишь только солому. Овса с десятины получится 25 и 30 пудов. Сена получится по
25-30 копен с десятины. Поставка сена еще продолжается».
Запасы хлеба по переписи были не у
всех, но в те времена крестьяне степной зоны поставляли в таежные деревни хлеб,
а те продавали им строевой лес. На ярмарках продавали скот, меняли его на хлеб,
то есть находили выход из положения.
Относительно температуры лета 1900 года
было отмечено, что она была гораздо теплее нормальной. Осадков было мало.
Засуха. К особенностям лета 1900 года нужно отнести еще слишком короткий
вегетационный период. Несмотря на жаркую погоду, весной часто случались
заморозки 4 мая, 10, 11, 19 мая. Последний сильный заморозок, замеченный во
всех районах Алтайского округа, был в ночь с 31 мая на 1 июня -1,4 град.
Осенние заморозки начались в 20-х числах августа. Вследствие того вегетативный
период 1900 года сократился всего до 92 дней. Все это не могло не сказаться на
урожае.
Итак,
исходя из данных переписи, в Х1Х веке основными видами хозяйственной
деятельности крестьян стали полеводство с зерновым производством и
животноводство с молочной продукцией. Обилие воды и земли позволяло иметь
большое количество крупного рогатого скота и лошадей. Содержание скота не
требовало от крестьян особых затрат. Большую часть времени (с апреля по
октябрь) скот пасся на выгоне. Лишь только в зимнее время скотина находилась на
подворье. Постройки для его содержания устраивались в зависимости от
хозяйственной состоятельности крестьянина. У зажиточного крестьянина имелось,
например, до пяти стаек.
Сельский староста Ашпин (имя и отчество
не указано) также написал в конце: «Ельцовское сельское общество, к которому
принадлежит село Ельцовское, мирского капитала не имеет, мирских оброчных
статей нет, а потому и дохода не получается». Таково социально- экономическое
положение населения села Ельцовского на рубеже Х1Х – ХХ веков, исходя из данных
сельскохозяйственной переписи 1901 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий